Бойцовский клуб
Этот фильм - больше, чем просто вызов обществу потребления. Это нокаутирующий удар в его челюсть, выполненный по всем правилам бокса. Хлесткий хук, сбивающий с ног и отправляющий на свидание с асфальтом. Я не случайно упоминаю с первых же строчек это искусство превращения человека в неподвижный кусок мяса - несмотря на то, что насилие - если и не цель героев фильма, то во всяком случае очень любимое средство.
Цель - другое. В глазах Тайлера Дердена (Брэд Питт) мир погряз в потреблении вещей и услуг.
"Мы вкалываем на работах, которые ненавидим, чтобы купить вещи, которые нам не нужны".
И есть простой и понятный рецепт лечения этой болезни - разрушение. Разрушение, которое приводит к еще большему росту, как сломанная в драке кость, которая срастаясь, становится еще крепче.
"Что ты можешь знать о себе, если ты ни разу не дрался?"
Сюжет несложен - дружба корпоративного клерка, погрязшего в депрессиях и сеансах лечения у психоаналитиков (Нортон) с торговым агентом и авантюристом (Питт) приводит к образованию небольшого клуба единомышленников, который потом вырастает до размеров организации, напоминающей корпорацию, от рабства которой в свое время и спасался бывший клерк.
Члены клуба своим существованием видят саморазрушение, которое они выражают в виде драки. Не спортивного поединка с кучей условностей и запретов, а жестокой, беспощадной, настоящей мужской драки. С выбитыми зубами, сломанными носами и залитым кровью бетонным полом. Драки, на время которой стирались все границы и условности, уборщик мог избить состоятельного финансиста, а вчерашний клерк - своего начальника, если бы он вздумал явиться туда.
В наше время, человеческая психика слишком пресыщена, чтобы можно было обратить ее внимание вежливым прикосновением к плечу. Приходится бить и бить жестко, чтобы пробудить человека от спячки. Бывший клерк и авантюрист вполне с этим справляются – пришедшего в клуб в первый же день избивают, а через пару месяцев он становится жестче набитых костяшек каратиста, летящих в зубы.
Деградация современного общества, выраженная в фильме, поражает. Работой Эдварда Нортона является оценка ущерба автомобиля, полученного им после аварии, и принятие окончательного решения – снимать модель с производства или нет. Если модель популярна – то решение, как правило, отрицательно. Люди и дальше будут ездить, рискуя жизнью в угоду корпорации.
«Ты - это не твоя работа. Не твоя машина и не твой бумажник. И пока ты это не поймешь – ты всего лишь поющее и танцующее под чужую дудку дерьмо».
Заработок Брэда Питта более прост, но не менее специфичен – он варит мыло. Дорогое мыло. Материал же он берет с отходов липосакции – проще говоря, он ворует жир, оставшийся после операций по его удалению. По его же собственным словам – «Он продает богачам их собственные жирные задницы».
Конечно, это мало похоже на реализацию детской мечты о безоблачном будущем – скорее это напоминает дурной сон. Но избавиться от этого сна невозможно. Можно только признать, что ты раб системы и склониться перед ней. Герои не хотят. Они всячески унижают ее, издеваясь над элитой. Подрабатывая официантом, Питт так извращается над едой, подаваемой богачам, что отбивает у зрителя вовсе желание ходить в рестораны. И в кафе тоже.
«Мы все росли перед теликом и верили, что однажды станем миллионерами, киногероями и рок-звездами. Но мы ими не станем»
Выплескивая в драке ярость и агрессию, свою неудовлетворенность собой в частности и жизни в целом, члены Бойцовского клуба как будто рождаются заново, меняются как змея, сбрасывающая кожу. В хрипах и глухих звуках ударов плоти о плоть, рождается чувство свободы.
Правила Бойцовского клуба просты. Никому о нем не рассказывать, одна драка за весь вечер, никаких ботинок и никаких рубашек.
И главное. Если вы в первый раз туда приходили, то вы обязаны были драться.
«На пятнадцать минут драки мы были богами. А после нее чувствовали себя спасенными»
А вместе с этим приходило желание изменить и мир вокруг.
И тогда взрываются офисы, разбиваются машины и горят супермаркеты. Тысячи людей пытаются обрести новый смысл жизни, вдохновленные безумными идеями клерка и торгового агента. Грядет новый Мессия, и будущие апостолы уже проверили на себе крепость его кулаков.
Мир разделился на две половины – на тех, кто уже узнал два первых правила Бойцовского клуба и тех, кому это еще только предстоит.
Но кто же эти двое и почему они так похожи? Ответ будет в конце фильма, если вы все же соберетесь его посмотреть.
Посмотреть этот фильм – как пройти внутреннюю проверку на отношение к этому миру. Либо оно поменяется, либо нет. «После драки все вокруг кажется совсем другим, каким-то тихим и недостойным внимания…», - говорит герой Нортона. Вам знакомо это чувство? Нет?
Тогда что Вы можете знать о себе?
Специально для сайта: stranasovetov.su
Понравилась статья? Добавьте ссылку на неё в соц.закладках.
Добавить комментарий: