Главная   О проекте   Рекламодателям   Контакты   Все статьи

Загадки ауры воблера.


Дата: 2012-06-28 | Автор статьи: М. Яруллин | 
Категория: Путешествия | Раздел: Охота и рыбалка | Просмотров: 2074

Воблеры... Популярность их давно превысила всяческие пределы, а число статей, посвященных этим симпатичным «игрушкам», исчисляется, наверное, тысячами. Казалось бы, писать о них уже нечего, но я все-таки попытаюсь еще раз коснуться этой затертой до дыр темы, взглянув на нее под углом личной практики ловли и собственного опыта изготовления воблеров и других спиннинговых приманок. Надеюсь, эти заметки пригодятся коллегам в познании и освоении многообразного воблерного арсенала.

Что происходит с воблером во время наших с ним манипуляций? Какие процессы вызывает эта приманка при своем движении в воде, как они могут воздействовать на рыбу? Насколько важна реалистичность этой приманки?

Вот, например, в наших руках две красивые и изящные модели. На фото 1 - полноценная имитация живой рыбки, которая и своими движениями в воде почти не отличается от оригинала. Вроде бы все ясно и понятно: хищник увидит привычную «еду» - и захочет ее съесть. Но зато на фото 2 - воблер, не совсем-то и похожий на какой-то реальный организм, живущий в воде - ни видом, ни движениями при проводке. Однако рыба и его с жадностью атакует. Почему? В чем секрет?

загадки ауры воблера загадки ауры воблера

Необходим реализм?

Давайте подробнее рассмотрим первый, самый реалистичный вариант. Это, конечно же, воблер типа минноу, его представители дублируют небольшую рыбку с телом прогонистой формы (фото 3). Современные технологии позволяют не только полностью скопировать форму прототипа, но даже и другие его параметры: искусственная кожа, серебристая рельефная чешуя, подвижные плавнички, гибкое, подчас многосоставное и мягкое тело - все это создает образ настоящего малька, привычной жертвы щуки или окуня.

Казалось бы, один их главных и решающих факторов успеха при ловле - схожесть воблера с оригиналом - достигнут. Что, теперь мы с уловом? Увы, практика часто показывает, что не все так хорошо. Самый простой и наглядный пример – это нужная окраска приманки. Ладно, на большой глубине ее подбор не так важен, поскольку цветовой спектр не только меняется по мере погружения на каждый очередной метр, но и просто теряет свою насыщенность, вплоть до визуального восприятия всего в черно-белых оттенках. Но ведь это не должно относиться к приповерхностным приманкам, где в связи с небольшой глубиной погружения реалистическая окраска должна оказывать ощутимое влияние на рыбу. Например, из практики ловли моего любимца голавля я знаю, что в пору массового вылета насекомых эта рыба явно реагирует на натуральные зелено-коричневые тона (фото 4). Но раз реагирует – значит, различает и выбирает. И вот тут, если опираться на теорию истинной имитации, возникает вопрос: а на что же тогда похож воблер с ядовито-кислотной раскраской (фото 5)? Ничего, даже близко, похожего в природе не существует. А рыба на такие приманки активно откликается, и зачастую востребован бывает лишь подобный цвет.

загадки ауры воблера загадки ауры воблера

Далее можно рассмотреть необходимость реалистичности формы воблера. Вытянутый силуэт минноу, понятно, имитирует малька, а вот на кого может походить фэт (фото 6) почти шарообразной формы? В наших пресных водоемах нет ни одного подобного вида рыбы. Может, он напоминает рыбе насекомое, этакого жука-плавунца или какое-нибудь земноводное существо наподобие лягушки? Возможно, но лягушки-то никогда не движутся так, как трепещет при проводке воблер формы фэт. То же касается и имитаций насекомых – например, кузнечика, который мало того, что вибрирует так, как живому прототипу и не снилось, так ведь еще и заглубляется порой до двух и более метров. Вы можете представить натуральную пчелу, которая активно «жужжит» как эта (фото 7) на глубине полтора метра? Естественно, это невероятно, и значит, что в каких-то случаях визуальная имитация совершенно не важна. Так что же тогда главное?

загадки ауры воблера загадки ауры воблера загадки ауры воблера

Вибрация, дружно догадаемся мы, и в основном (но далеко не всегда!) будем правы. У воблеров, имеющих выраженную собственную «игру», вибрация является в одних случаях раздражителем, а в других - имитацией «звукового фона» движения реального кормового объекта. Порой малейшее ее изменение может стать решающей для уловистости приманки. Разные виды рыб, в разных условиях и на разных водоемах предпочитают разную вибрацию. Это не новость, и не просто так существует столько всевозможных видов воблеров (фото 8) с различными параметрами «игры», которые бывают востребованы в какое-то именно свое время.

загадки ауры воблера

Cуществует можество видов воблеров

загадки ауры воблераНо тут же следует вспомнить про приманки без своей «игры», например, твич-бейты, у которых практически отсутствуют какие-либо собственные колебания (фото 9). Рыба обращает внимание на подобные воблеры, как кажется на первый взгляд, только благодаря принудительной анимации, т.е. реагирует на рисунок движения, который мы задаем приманке своими действиями. Но опять же почему-то не каждая «пассивная приманка» оказывается уловистой, хотя визуально они могут быть и похожи, да и движутся вроде бы аналогично. В чем же тогда заключена та самая изюминка уловистости воблера? И вот здесь пора поговорить о скрытых гидропроцессах, которые не видны «невооруженным взглядом».

В чем же суть?

Если смотреть вглубь происходящего под водой и попытаться вникнуть во все тонкости, то «игра», вибрация и вообще любое движение воблера в воде (и любой спиннинговой приманки) – это сложный гидроакустический процесс, содержащий много составляющих. Можно сказать так: воблер своим движением активно возмущает воду, тем самым создавая сложную гидроволну, в которой присутствуют самые разные частоты и амплитуды. Вода очень чувствительная среда, отлично передающая любые колебания, возникающие в ней, а они, получается в нашем случае, есть не что иное, как звук, понятие которого как раз и характеризуется как «периодическое колебание среды».

загадки ауры воблера загадки ауры воблера

Выходит, весь процесс движения воблера в воде можно охарактеризовать одним общим понятием – «звучание». И оно состоит из многих компонентов. Например, тембра звука. Этот фактор вряд ли кто ставит во главу всех параметров при создании воблера. А он не менее важен, чем остальные составляющие звука. Тембр звука определяется формой звуковых колебаний, и, например, «чистым тоном» называется звук источника, совершающего «гармонические колебания одной частоты». А что будет, если какая-то часть воблера не попала в эту частоту на несколько герц? Например, благодаря звону тройников при проводке? Ну, представьте себе по аналогии звук расстроенной и правильно настроенной гитары. Разница общего звучания при небольшом изменении звука всего одной струны может быть разительна. То есть тембр источника может быть гармоничным, и наоборот – раздражающим для рыбы, если всего одна его деталь издает звук «неправильной» частоты.

На практике мы видим подтверждение значимости звучания по реакции мелочи – скажем, уклейки или пескарей - на воблер, превышающий их размеры вдвое (фото 10). Ничего кроме колебаний-звука не может привлечь этих малявок к столь «великовозрастной» для них приманке. Притягивать их может только «свой» звук, «родственные» колебания. И этот же параметр, только иного рода, пугает и заставляет разбегаться их в стороны даже на довольно большом расстоянии в противоположном варианте. И если для мелочи такой тип звука приманки будет «враждебным», то вот, допустим, для окуня может оказаться, наоборот, привлекательным: он «слышит» его издалека и атакует без раздумий. То есть реакция рыбы на разные тона разнообразна, и именно тон можно считать одним из самых важных в общем звучании воблера.

В итоге мы можем получить «положительные» колебания, привлекающие к себе даже некрупную «бель». Или наоборот - не требуемый нам чистый и гармоничный звук, а полную его противоположность: пугающий все живое шум, отличающийся от нужного нам тона тем, что ему не соответствует какая-либо определенная, привлекающая или раздражающая, высота составляющей звука. То есть в этом шуме будут присутствовать смешанные в неправильной, хаотичной «пропорции» колебания всевозможных частот и амплитуд. И если, допустим, амплитуды и частоты в процессе движения будут изменяться, то в итоге мы можем получить «негармонические колебания» - биения амплитуды со звуковой частотой, налагающейся на несущую частоту колебаний. Как бы сложно это не выглядело, а суть проста: все составляющие колебаний должны находиться в определенной гармонии, которая соответствует виду и настроению рыбы.

Звучание в воде

Учитывая все вышеперечисленное, надо признать, что звук для движущегося воблера – это основополагающий фактор. О его значимости может сказать и такой параметр, как скорость распространения звука, которая в воде, как известно, в четыре раза быстрее, чем в воздухе. Мы знаем, что рыбы чутко улавливают инфразвуковые (низкочастотные) волны, создаваемые возмущениями воды разного рода - например, из-за штормовых волнений или громовых раскатов приближающейся грозы. Таким образом, они заранее чувствуют приближение непогоды, намного раньше, чем мы, и соответствующе реагируют – к примеру, активно питаются перед периодом вынужденной пассивности.

Но это всего лишь малая толика его значения, поскольку звук в полном объеме – это сложный и многогранный параметр, в котором, в нашем случае, нужно особо выделить его амплитуду и частоту, о чем говорилось выше. Скажем, тот же инфразвук - это составляющая не только звуков природы, но и движения всех живых организмов, которые являются для рыбы очень важными и несут в себе немало информации. Но такой звук почти недоступен для человеческого уха, и мы просто не можем ощутить, осознать и проанализировать даже малой части всего низкочастотного спектра, который могут издавать наши приманки.

А они очень важны, т.к. при перемещении рыб прежде всех создаются именно инфразвуковые (низкочастотные) колебания, быстро распространяющиеся в воде. Эти колебания хорошо чувствуют хищники на довольно большом расстоянии - и легко определяют расположение, направление движения и даже настроение добычи. Инфразвуковые волны очень информативны, и распространяются с особой скоростью, которая намного быстрее, чем само движение воды, создаваемое нашей приманкой, и улавливаются они рыбой тоже быстрее. Просто припомните, как идет волна от падения предмета в воду и реакцию рыбы на этот всплеск: волна только набирает разбег, а рыба уже исчезла из вашего поля зрения. О чем это говорит?

загадки ауры воблераВода прекрасно передает любые колебания, поэтому звук, во всей своей многогранности и информативности, очень быстро и почти без помех передается через воду. А у рыб, кроме общеизвестных пяти чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса, на особом месте стоит особое, шестое, чувство - способность получать по тончайшим изменениям звуковых колебаний в воде информацию об окружающем их водном пространстве. Для этого рыбы используют особый вид своих органов - главную и самую чувствительную систему – «боковую линию» (фото 11). Она воспринимает любой тип звуковых колебаний в воде в довольно широком диапазоне частот - от 5 герц до 10–13 тысяч.

Кроме скорости распространения звука большое значение имеет также и расстояние передачи колебаний в водной среде. Рыбы-жертвы создают своими движениями возмущения воды, струи и вихри, улавливаемые хищниками на довольно значительном удалении. Близорукая щука, например, обнаруживает двигающуюся добычу обычно на расстоянии, недоступном для ее глаза, и атакует ее после преследования по гидроакустическому следу (вихревому потоку), подобно самонаводящейся по тепловому следу самолета зенитной ракете. И только непосредственно сама атака происходит визуально. Известны опыты со слепой щукой, которая легко находила и точно определяла место дислокации жертвы по движению ее плавников, но игнорировала ее, когда та стояла без движения, что я, кстати, видел своими глазами при подводных съемках жерлицы. То же можно сказать и об окуне, который к тому же не ограничивается только восприятием и анализом идущих извне колебаний, а вдобавок импульсами своих движений как бы ощупывает на расстоянии окружающие его тела, действуя наподобие эхолота: послал «луч», получил его отражение, исследовал и проанализировал.

В итоге, если «копать глубоко», приходит понимание всей сложности и многогранности процесса движения наших приманок. И этим можно объяснить самое главное – что, казалось бы, абсолютно идентичные, на первый взгляд, воблеры ловят совершенно по-разному. Весомые «мелочи» заключаются в различии колебаний, создаваемой одной и той же рыбкой (жертвой) в разных ситуациях. Она может издавать звуки разной тональности и интенсивности, в зависимости от обстоятельств, и характер звучания может меняться кардинально: одни звуки, например, мирного типа - при питании, а другие - это звуки испуга, бегства и т. д. В зависимости от настроения хищника может сработать разный вариант. Пассивная щука атакует больного, менее подвижного, а значит - легкодоступного окушка, прозевавшего ее приближение, а активная может схватить жертву даже в полных физических кондициях.

Что делать с нестандартом?

С имитацией рыбы-жертвы, в общем-то, все понятно, но как быть с «нестандартом»? Почему голавль атакует, допустим, поверхностный Cherry Jackall? Мощные и энергичные колебания тела этого воблера (фото 12) излишне большого размера для повседневной и привычной пищи голавля плюс жесткий и громкий звук «погремушки» - они по всем логичным понятиям должны разогнать рыбу вокруг минимум на сто метров. загадки ауры воблераНо в практике же все иначе. Голавлишки размером чуть больше самой приманки активно цепляются на тройники этого далеко не маленького воблера. В чем же причина, что привлекает рыбу в данном случае, учитывая несоразмерность их весовых категорий? Он им друг? Или враг, которого они хотят разорвать на части?

Ответить на этот вопрос однозначно сложно, но в связи с этим хотелось бы сделать еще одно важное замечание. При подводных зимних съемках я наблюдал, как рыбья мелочь стремится отщипнуть от искусственной приманки небольшой, доступный ей «по зубам» кусочек. Например, ножку металлической «букашки» - крючок у безнасадочной «медузы» или хвостик у вертикальной блесны – подвесной тройник с бусиной или шерстяной «подвеской». Это простое любопытство или какой-то непреодолимый инстинкт? Лично я, пронаблюдав через подводную камеру это действо, могу с уверенностью сказать, что крючки в этом случае, например - подвесной тройник у «вертикалки» для окуня, явно отдельны от самого тела приманки и «съедобны» для него сами по себе. То есть тройник – это отдельный объект атаки, и в итоге получается, что приманку, как таковую, требуется разделить на составляющие части. И тот же воблер значит - тоже! А задумывался ли кто-то при проектировании воблера об отдельном влиянии движения тройников на уловистость приманки, не исходя только из общепринятого главенствования формы тела и огрузки? Думаю, что очень редко, и чаще это влияние попросту игнорируется. А ведь вклад колебания тройников, их звучания в общий звуковой фон приманки довольно велик даже для человеческих органов чувств, не говоря о рыбе.

Но оставим пока воблеры с активными колебаниями и вернемся к твич-бейтам. Они почти не имеют собственной «игры», но, тем не менее, очень неплохо ловят при правильном применении. Почему? Все очень просто. Для сравнения рассмотрим показательный и простой пример – движение в воде воблера типа фэт. Представьте его широкую лобовую часть (фото 13). загадки ауры воблераЭто же настоящий плуг для воды! Любое ускорение в его проводке – это заметный толчок воды воблером. Мы дернули воблер - и от него пошла та самая сложная гидроакустическая волна, в которой в этом случае присутствуют также и колебания тела. А по мощности подобная волна намного сильнее, чем возмущения, получаемые при вибрации боковин приманки. То есть прямолинейная волна от головной части может быть сильнее, чем привычные для нашего понимания боковые колебания тела воблера, которые в данном случае только создают привлекательную ауру вокруг приманки.

И в связи с этим надо отметить еще один параметр, который обычно не упоминается в разговоре о воблерах – это объем его тела. Отличие трехмерного размера минноу и фэта очень велико. А значит - различна и сила возмущения воды телом приманки при их одинаковой длине, которой обычно и оценивают воблер. По моему мнению, на торговой упаковке приманки наряду с длиной и массой вполне может указываться и ее объем. Ведь проведя несложные подсчеты, можем убедиться, что при одинаковой длине в воблер округлой формы фэт можно уместить целых три модели формы минноу! Естественно, и движение в воде объемных приманок кардинально отличается от прогонистых моделей: при одинаковой скорости проводки гидроволна от фэта намного мощнее, чем от минноу, и эта лобовая волна бывает заметно сильнее, чем боковые колебания.

С фэтами, в общем, тоже все теперь понятно, но если представить рывковое движение в воде твич-бейта «миношной» формы, то весь этот процесс выглядит так же, как мощные возмущения, толчки воды, т.е. колебания, которые очень отличаются от стандартной, собственной вибрации фэтов и родственных им крэнков. И если попытаться вникнуть в суть, то череда рывков того же джеркбейта, во-первых, есть не что иное, как сложная звуковая волна, перенасыщенная мощной инфразвуковой составляющей. И именно она, далеко и быстро распространяясь в воде, так быстро и действенно привлекает к приманке хищника даже издалека. А что происходит дальше и почему щука в итоге атакует воблер – это особый вопрос.

Давайте вернемся опять к фэтам с их высокой частотой и напряженностью звука. Опять же на примере практики голавлиной рыбалки. Кто ловит лобастого целенаправленно, тот не раз видел его четко фронтальные атаки на воблер. Голавль провожает его какое-то время, что-то оценивает своим рыбьим разумом, потом делает крутой вираж, выходит в лоб воблеру - и атакует со страшной силой (фото 14). загадки ауры воблераОн старается его просто-напросто убить, как врага, а не как объект питания! Причина такого поведения – это отдельный и долгий разговор, но есть и другие, более простые и объяснимые «мирные» варианты его поведения. Например, при равномерном сносе голавлиного фэта по дуге. Воблер спокойно движется, и его колебания ну просто никак не могут вызвать агрессии у рыбы. И голавль в этом случае аккуратно берет его сзади, вместе с тройником, а то и просто пощипывает - пробует на вкус, т.е. пытается его съесть. В итоге вырисовываются две модели поведения – агрессивная и пассивная, которая бывает выражена не только у этого «белого» хищника.

Ну, скажем, кто видел атаки щуки на поверхностные приманки, может с уверенностью сказать, что щука – это ярко выраженный хищник, и ей нужен агрессивный, провоцирующий вариант приманки. Но ведь это требуется не всегда. Например, щука в отдельные моменты может выделить в общем гидрофоне как раз полную противоположность - слабый звук погибающего, больного малька. И среагировать именно на подобный «вялый» звук, проигнорировав мощные колебания воблеров, изображающих большую и, казалось бы, более предпочтительную жертву. И как образчик привлекательности различных вариантов звучания и даже их совмещения можно рассмотреть действие таких приманок, как колеблющиеся блесны.

Часть их названия говорит сама за себя – «колеблющаяся». загадки ауры воблераМассивный металлический Rasanen от Kuusamo (на фото 15 слева) просто не может издавать тонкий и высокочастотный звук. Эта приманка создает красивый рисунок, привлекательную траекторию движения и «правильную» волну. Но насколько эта траектория напоминает щуке реальное движение живой рыбки – большой вопрос, а вот завихрения и биения тела блесны однозначно создают те самые знакомые ей звуки, мимо которых щука просто не может проплыть мимо. Но мой опыт показывает, что особенно успешно действуют блесны с увеличенным лобовым сопротивлением и облегченной узкой хвостовой частью (Professor от той же Kuusamo на фото 15 справа), которые одновременно создают два вида акустической волны – низкочастотный и средней частоты звук. Удачное их сочетание и является изюминкой приманки. Теперь представьте, насколько сложно попасть «в масть» при их проектировании.

Конечно, саму траекторию движения приманки, рисунок ее «игры» и скорость проводки тоже никак нельзя списывать со счетов. И умалять значение ее визуального сходства тоже. Но для «близорукой» рыбы намного важнее именно звук (колебания), что показательно, скажем, на примере мирного леща, ощущающего мотыля, движущегося даже под толстым слоем ила. То же самое касается и хищника. О чувствительности и совершенстве рыбьего «гидролокатора» говорит тот факт, что жерех может в доли секунды выделить единственное нужное ему движение в полностью взбаламученной его мощным ударом воде, среди полной какофонии звуков и колебаний, в которой та же рыба, но другого вида – «жертва», полностью теряет ориентацию. И именно поэтому осторожный жерех избегает крючков наших воблеров, несмотря на их, казалось бы, полнейшее сходство с атакуемым мальком: малейшее различие в колебаниях с легкостью распознается хищником даже в водовороте от его удара.

Скорость движения воблера, важная сама по себе как составляющая часть анимации, также напрямую связана и с характером колебаний. Чем выше скорость, тем больше частота, меньше амплитуда и значительнее напряженность звучания. Это вроде бы элементарно и понятно, но мало кто задумывается об этом в ходе рыбалки. Изменяя характер проводки, мы можем варьировать тембр и силу звучания в очень больших пределах. А при резких потяжках создаем вдобавок неслабую лобовую волну плюс мощный турбулентный след, которые в одних случаях идут на пользу, а в других - как раз наоборот. То есть, каждой отдельно взятой моделью можно «звучать» по-разному, в зависимости от способа ее применения, что часто становится причиной претензий, что известная «рейтинговая» модель у кого-то ни в какую не ловит.

О «погремушках» и «ловле на всплеск»

загадки ауры воблераДалее, раз речь идет о звуке, не мешало бы отдельно рассмотреть и звуковую капсулу воблера, так называемую «погремушку» (фото 16), где понятие «звук» представляется нам в более привычном виде - и вроде как выглядит намного проще и понятнее. Этот звук, несомненно, важен, но в каких случаях, какой его вид и каким образом действует на рыбу – большой вопрос. Чтобы это понять, надо испытать немало моделей воблеров в одинаковых условиях, на одном виде рыбы и, главное, с разными видами «погремушек». Тогда можно сделать какие-то выводы. А в нашем случае, да и то очень редко, доступны только два варианта одинаковых моделей воблеров для испытаний – со звуковой капсулой и без нее. И часто бывает что «погремушка» только снижает уловистость, но ведь не факт, что она просто звучит не в унисон с общим звуком этой модели. Измени ее звук - и воблер заловит, да еще как. Но, к сожалению, такие изменения нам почти недоступны.

И еще одно, о чем хотелось бы упомянуть, говоря о звуке – это привлекательность воблера при его падении в воду. Так называемая «ловля на всплеск», которую некоторые рыболовы выделяют даже в отдельный вид ловли, отбирая для нее какие-то особенные, уловистые модели воблеров. В основном это касается «белого» хищника, например - голавля, который в летний период остро реагирует на все падающее в воду, для него вид и звук падающего тела говорит о многом. загадки ауры воблераВыражается это в том, что на один воблер после падения он может даже не обратить внимания, а другой атакует сразу после «плюха». И в практическом плане нужно учитывать, что в летних моделях поверхностных голавлиных воблеров также немаловажен его «падающий» звук. Пусть голавль не схватил приманку сразу после приводнения, но это не значит, что он не среагировал на этот звук. Зачастую звук падения составляет половину значения уловистости модели - и первые же метры ее проводки вызывают поклевку. То есть, голавль заинтересовался уже всплеском приманки, а колебания воблера в толще воды окончательно разрешают все его сомнения в необходимости атаки (фото 17).

Нет стереотипам

Конечно, можно долго рассуждать на тему «почему ловит или не ловит воблер», но общая цель этой статьи - обратить ваше внимание на многогранность всех параметров, присутствующих в работе приманок. Ставить во главу угла понятия уловистости какой-то один фактор - в корне неверно. Зачастую небольшое и незаметное отклонение, типа запавшего шарика звуковой капсулы, может свести прежнюю удачливость воблера к нулю. Или напротив: небольшое изменение положения петли заставит ловить малобюджетного «китайца» наравне с именитыми брендами. Ну и, понятно, каждый воблер требует персонального «разлова» - чтобы «звучать» им так, как надо, и научиться применять в соответствии конкретными условиям и видом рыбы. Ведь самая уловистая модель может ловить в разы хуже при неверном подходе - и наоборот.

И как бы то ни было, главное - не создавать для себя каких-то стереотипов, не выводить каких-либо «нерушимых правил» и не делать однозначных выводов. В рыбалке их не бывает. Слишком много факторов, зачастую абсолютно недоступных нашему пониманию, влияет на рыбу и ее поведение. Соответственно, приманки, их свойства и способы применения требуются разные и порой совершенно неожиданные и необъяснимые. То есть, рыбалка вообще, а в нашем случае - выбор модели воблера, это вечный эксперимент, который, кстати, сам по себе очень интересен. А постоянный анализ каждой прошедшей рыбалки и грамотное применение своих, местных замечаний из копилки опыта - это и есть ключ к успеху.

Спортивное рыболовство №7-2010

 

Дата написания статьи: 2012-06-28
Автор статьи: М. Яруллин


Если вам понравилась статья и вы хотите поддержать этот сайт материально, просьба сделать посильное пожертвование, переведя деньги на один из следующих счетов:

41001442881517 (Яндекс.Деньги, рубли)

Z963608261455 (Webmoney, WMZ)

R387071622754 (Webmoney, WMR)

и послать короткое сообщение о переводе Константину, на e-mail: konstantin@stranasovetov.su, чтобы знать, кому кланяться.


Поделитесь ссылкой на статью в соц.закладках.


Наверх


Добавить комментарий:

Ваше имя

Текст комментария

grinLOLcheesesmilewinksmirkrolleyesconfusedsurprisedbig surprisetongue laughtongue rolleyetongue winkraspberryblank stare
long faceohhgrrrgulpoh ohdownerred facesickshut eyehmmmmadangryzipperkissshock
cool smilecool smirkcool grincool hmmcool madcool cheesevampiresnakeexcaimquestion     

Введите цифры с картинки:


Дата: 2012-06-28
Илья:

Ого! прочел эту заметку и страстно захотелось на рыбалку! tongue rolleye

Дата: 2012-07-02
ЯКОВ:

Ну да, но нет, убийство это, как ни крути, причем запланированное, извращенное...

Дата: 2012-07-05
Савелий:

ЯКОВ! Я с вами абсолютно не согласен. Это нельзя объяснить, но процесс добычи - самый древнейший инстинкт человека, и умеющий чувствовать никогда не останется равнодушным, почувствовав поклевку. Это никакое не убийство, это страсть. Как в прочем и охота. Так что вы зря.

Наверх

Станьте нашим со-автором

Напишите свою статью

Свежие материалы

Дружба между мужчиной и женщиной. Просто друзья?

Погодная станция в подарок

Рецензия на книгу Евгении Письменной «Система Кудрина»

О чем следует знать перед приобретением черепахи

Сложности в воспитании ребенка

Что значит стать мамой

Административные статьи

О проекте

Рекламодателям

Правила сайта

Вакансии

Образцы отзывов

Наши авторы

Наши конкурсы

Для рекламодателей

Здесь может быть ваша реклама

Статистика

Всего заметок: 895

Комментариев: 139747

Ваш IP адрес:

        54.161.82.122 FW: 54.161.82.122

Популярное

Венчурные фонды Великобритании и возможности их привлечения в Россию

10 вопросов, на которые стоит ответить перед инвестированием

Почему малыш плачет у груди?

У вас глисты

Один ответ на 100 вопросов, или как купить билеты на самолет за 10 минут.

Последние комментарии

2017-08-18

Turfrarl

order daily cialis pills online
cheap… 

 Весь комментарий

2017-08-18

advoff

aetna cialis pills
buy cialis online… 

 Весь комментарий

2017-08-18

Paymbody

generic cialis 20mg best buy california
 Весь комментарий

2017-08-18

Volesbruse

age limit buy viagra
    … 

 Весь комментарий

SELECTORNEWS